Что значит мавлид. Бид’ат. Является ли Мавлид нововведением? Мужские и женские имена на буквы — Ш

Мавлид (араб. день рождения) - это мероприятия, посвященные дню рождения Пророка. Мавлид является еще одним предметом разногласий и ожесточенных споров между традиционалистами и салафитами в Дагестане. Хотя, как и во всех других спорных вопросах между ними, разногласия между учеными по поводу проведения мавлида существуют уже несколько столетий.

Надо сказать, что этот вопрос так же неоднократно поднимался еще в дореволюционном Дагестане, и уже тогда выявились разногласия между дагестанскими учеными о правомочности проведения мавлидов с точки зрения шариата. Вот что пишет в 1915г. крупнейший дагестанский ученый Али Каяев в статье «Мавлиды у нас», опубликованной в газете «Джаридату Дагестан», выходящей на арабском языке: «Мавлид не проводился ни при жизни Пророка, ни во времена его сподвижников, ни во времена Омеядского и Абасидского халифатов. Он появился лишь в 7в. хиджры, когда был введен одним из Фатимидских правителей, посчитавшим его хорошим нововведением и народ так же одобрил проведение мавлида, исходя из того, что этот день достоин для выделения и отмечания и отсутствия прямого запрета на его проведение. Естественно, все это делалось, не преступая рамки дозволенного в исламе, и первые мавлиды были свободны от искажений и каких-либо отступлений от шариата. День рождения Пророка - это день, заслуживающий почитания и уважения, и не запрещается празднование его, но в рамках шариата и исламской этики. Однако», как пишет Али Каяев, «люди уничтожили всю пользу от мавлида тем, что изобрели неподобающие, постыдные и отвергаемые поступки; смешали мавлид с ними, что привело к тому, что многие ученые выступили против проведения мавлида». Далее он пишет: «Что касается мавлида в Дагестане, то к нам он пришел уже в извращенной форме, наполненный разными противоречащими шариату действиями. Дагестанцы же приняли его полностью и усердствовали в его праздновании, сопровождая обильными застольями, и стали тратить на проведение мавлида такие суммы, одной десятой от которых они не тратят на науку, образование и другие общественные нужды. Они выбирают для декламации касыд лучших и наиболее искусных в этом певцов, наслаждаясь их голосами, хотя и не понимая ни единого слова. К тому же суфии добавляют в мавлид перечисление имен своих и предыдущих шейхов, награждая их эпитетами, подобных которым нет ни у Аллаха, ни у Пророка.

«Так же среди порочащих поступков», пишет Али Каяев, «то, что большинство дагестанцев особо приглашают богатых людей на свои мавлиды».

«В основном в чтении мавлида заняты определенные люди с хорошим голосом. Распределением же занимаются суфии, определяя, к кому идти сегодня, к кому завтра, к кому послезавтра, и не случается, чтобы эти певцы и организаторы участвовали в двух мавлидах в один день, так как в таком случае они не смогли бы отдать должное второму угощению».

Ибн Будайчи пишет в этой же газете, что «многие дагестанцы устраивают мавлиды и расточают на них большие суммы денег, не заботятся о бедных и нуждающихся, вдобавок к этому имеет место смешение мужчин и женщин, слушание возбуждающих стихов и песен, побуждающих к соблазнам и низменным страстям».

В третьей статье Али Каяев описывает мавлид, соответствующий шариату: «В основе же своей мавлид представляет собой действие, когда собираются люди для поминания Аллаха и Его Пророка, рассказывая его жизнеописание, воспитывая в себе те благородные качества, которыми отличался пророк Мухаммад, и многие ученые продолжили этот обычай, видя в нем неоспоримую пользу для мусульман».

«Если мавлид представляет собой поминание Аллаха, то это похвально, ибо сказано в хадисе: «Когда бы ни собрались люди для поминания Аллаха, непременно окружают их ангелы и нисходит на них милость и спокойствие». Поминание Аллаха включает и чтение Корана, и восхваление Пророка и т.п. из числа предписанного шариатом. Таким образом, как таковой мавлид не запрещен, и порицаем мы его только из-за добавления в него множества запрещенных действий» .

После революции этот вопрос так же неоднократно поднимался на страницах уже журнала «Баян аль-Хакаик», выходившем тоже на арабском языке, и в нем редакция журнала признала законность, с точки зрения шариата, проведения мавлида как на арабском, так и на любом другом языке, отдавая предпочтение языку, понятному для всех присутствующих.

Что касается современности, то в рассматриваемый нами период, т.е. последние 10 лет вопрос о допустимости мавлида стоял довольно остро и стал еще одним поводом для разделения мусульман на два лагеря.

На современном этапе празднование мавлида в Дагестане мало чем отличается от мавлида, описанного Али Каяевым. Его празднование не обязательно связывают только с днем рождения Пророка. Оно приобрело более обобщенный смысл, и сегодня мавлиды устраивают в связи с годовщиной смерти, рождением ребенка, наступлением круглой даты и в связи с празднованием других знаменательных событий в жизни мусульман. Нынешние салафиты с не меньшей жесткостью, чем их предшественники, выступили против мавлидов, видя в них множество несоответствий с шариатом.

Вот основные доводы “ваххабитов”, отвергающих мавлид:

  • 1 - превращение мавлида в один из религиозных обязательных обрядов настолько, что человек, отрицающий его, приравнивается к отрицающему одно из установлений ислама, в то время, как мусульмане первых трех «золотых» веков ислама его не совершали;
  • 2 - превращение дня рождения Пророка в праздник для мусульман, что так же не имело место в первые три поколения мусульман;
  • 3 - уподобление в этом христианам и иудеям;
  • 4 - превращение мавлида из ежегодной церемонии в практически каждодневное мероприятие, одинаковое по содержанию, и, соответственно, не приносящее пользы;
  • 5 - мавлид зачастую служит поводом для совместного нахождения мужчин и женщин;
  • 6 - использование музыкальных инструментов;
  • 7 - мавлид стал предметом хвастовства и чем-то вроде освящения, когда люди, далекие от выполнения предписаний ислама, после заселения в новую квартиру, по случаю свадьбы или по другим поводам приглашают домой мулл для совершения мавлида и через это некоего «освящения» жилища;
  • 8 - добавление в мавлиды выдуманных историй о Пророке;
  • 9 - чрезмерности в восхвалении Пророка, что выражается в приписывании ему качеств, не присущих ему, а так же в обращении к нему о спасении от ада и т.п., что расценивалось членами джама, ата как ширк аль-акбар (величайшее многобожие) и, таким образом, выходом из ислама;
  • 10 - превращение мавлида в средство обогащения и чревоугодия, поскольку чтецам мавлида обязательно накрывают пышные столы и одаривают подарками и отсюда обвинение в неискренности и поминании Пророка не ради Аллаха, а ради земных наслаждений.

Учитывая, что мавлид признают и регулярно совершают почти все дагестанские ученые, вызов был брошен всем. И, как мы видим из вышеперечисленных обвинений, в числе прочих было предъявлено обвинение в ширке (многобожии), что является величайшим грехом в исламе и лишает человека права называться мусульманином. То есть, в очередной раз, вопрос перешел в категорию вероубеждения (акыда), где используются не термины «правильность» и «неправильность», а термины «единобожие» и «многобожие» и «вера» и «неверие». Это явилось еще одним фактором разделения традиционалистов и салафитов на два непримиримых лагеря.

Надо заметить, что в этом вопросе мнение салафитов, как дагестанских, так и саудовских, не совсем соответствует мнению их предшественников, имамов салафитского движения. Вот что говорит по поводу празднования мавлида апологет салафийи и наиболее почитаемый и цитируемый современными “ваххабитами” Ибн Таймийя в своей книге «Необходимость наставления на прямой путь»: «Что касается введения этого (мавлида) некоторыми мусульманами, подражая ли христианам в праздновании ими дня рождества Исы (Иисуса), или из любви к Пророку и желая возвеличить его, то, быть может, Аллах вознаградит их за их любовь и усердие (иджтихад), хотя этого не делали предки (салаф), несмотря на потребность и отсутствие запрета на его совершение».

А вот что пишет его ученик, так же один из величайших ученых, толкования Корана которого пользуются одинаковой популярностью среди представителей всех течений в исламе Аль-хафиз ибн Касир: «Султан Музаффар, один из великих, благороднейших и щедрейших государей, оставивший прекрасный след в истории ислама, устраивал по случаю дня рождения (мавлида) Пророка колоссальные празднества, и воистину, наряду с доблестью, отвагой и решимостью он обладал блестящим умом, глубокими знаниями и был справедливым, да помилует его Всевышний» . Как видно из этих высказываний, оба этих ученых не только не отрицали правомерность проведения мавлида, но даже одобрительно высказались об этом нововведении.

В то же время необходимо отметить явное отличие того мавлида, о котором говорят Ибн Таймийя и Ибн Касир, от мавлида в Дагестане. Причем, как пишет Али Каяев еще в начале 20 века, в Дагестан мавлид пришел уже наполненный всякими извращениями шариата. То есть, с начала 20 века и по сей день, учеными-традиционалистами не было приложено никаких усилий для того, чтобы очистить мавлид от новшеств и противоречащих шариату действий.

Однако в нашем распоряжении имеется ответ шейха Мухаммада Мухтара на большинство из предъявленных обвинений по поводу в письме к джама, ату селения Карамахи.

«Что касается мавлида, то мы разрешаем его и утверждаем законность его совершения. Вы считаете мавлид нововведением (бид"а) в религии, в то время, как нововведением считается все, относящееся к поклонению, но не имеющее основы в шариате. Мавлид же представляет собой восхваление Пророка, упоминание его достоинств и жизнеописания. Допустимость этого подтверждается самим Кораном: «Воистину, ты (человек) великого нрава». (сура 68, аят 4), «…и возвысили твое поминание» (сура 94, аят 4), а так же другие аяты и хадисы, восхваляющие его. Согласившись на том, что мавлид не что иное, как восхваление Пророка и упоминание его достоинств, я не вижу новшества, кроме как в названии, но не в действии. Что касается собирания людей в одном месте именно для совершения подобных действий, то это тоже новшество, но ведущее к благому, как, например собирание Корана в одну книгу, или написание книг о Пророке и т.д. Подобные дела одобряются шариатом, и доказательством тому служит хадис: «Тому, кто ввел в ислам хороший обычай, полагается награда за это (от Аллаха), а так же награда всех, кто последовал за ним, не уменьшая их награды ни в чем». (Муслим)

Что же касается ваших обвинений в том, что при чтении мавлида собираются вместе мужчины и женщины, используются музыкальные инструменты, а так же использование мавлида как повод для хвастовства и другие обвинения, на основании которых вы запрещаете мавлид, то наш ответ на это:

Все, о чем вы говорите, порицаемо само по себе и не имеет отношения к сущности самого мавлида, тем не менее, наличие этих отклонений не умаляет достоинства самого действия, как, например, молитва человека на отнятой земле или в украденной одежде не умаляет достоинства самой молитвы. И, наконец, мавлид служит средством для увеличения любви к Пророку, без которой, как известно, не достичь полной веры. Таким образом, все, что служит средством для увеличения любви к Пророку похвально и одобряемо».

Что касается обвинений в приписывании Пророку божественных атрибутов и обращений к нему о спасении от Ада, то ученые-традиционалисты объясняют это как метафору, и что все это говориться в переносном смысле.

Как мы видим, в этом вопросе, также, как и в остальных, каждая из сторон приводит свои доводы из Корана и Сунны о разрешенности проведения мавлида. Надо также признать, что дагестанские ученые сами не согласны с упомянутыми выше отклонениями от шариата при проведении мавлида. Об этом свидетельствует приведенное выше письмо шейха Мухаммада Мухтара, а так же дискуссия имама соборной мечети г.Хасавюрт Мухаммада Саида с амиром ИДД Багауддином Мухаммадом. Однако согласие традиционалистов с недопустимостью отходов от шариата в мавлиде не послужило поводом для примирения хотя бы по этому вопросу, что лишний раз подтвердила упомянутая встреча в селе Первомайское. Основной причиной здесь, на наш взгляд, явилось абсолютное неприятие чужой точки зрения обеими сторонами и полное исключение возможности хоть малейшей ошибки в собственных убеждениях. Можно утверждать, что, несмотря на уже определившуюся отчужденность, именно амбиции и нежелание идти на какие-либо уступки стали преградой для примирения между дагестанскими мусульманами.

"Рабби - уль - авваль» - это долгожданный и в тоже время священный месяц мавлида. Мусульмане всей планеты восхваляют Великого Пророка Мухаммада. В этот месяц читается священная книга для каждого мусульманина - Коран, с родными и близкими делятся рассказами о жизни Пророка.

Как только вступил в свою силу этот священный месяц, у каждого мусульманина в доме начинается проведение торжеств, в которых происходит возвеличение Пророка Мухаммада. Теперь изучим мавлид, что такое?

Какова цель мавлида

Главной целью мавлида является увеличение кругозора и знаний о бытие Пророка Мухаммада. Они усиливают уважение каждого верующего и истинного мусульманина к нему, а уже как следствие, одаряет чистой любовью к Аллаху. Также прочтение мавлидов - это выражение бесконечной благодарности к Богу, только за то, что каждый мусульманин является последователем Великого Пророка и участником религиозного общества или уммы. Из статьи можно точно узнать, что такое мавлид.

История возникновения

Празднование во имя Великого Пророка называют мавлидом. Он отмечается каждый год в 12 день месяца "рабби-уль-авваль" в соответствии с исламским календарем (Луны). Мавлид имеет статус государственного праздника во всех странах Ислама. Из-за глобальной миграции жителей мусульманских стран в Западную Европу этот праздник в некоторых странах принят официальным. Например, исламские организации женщин в Англии или Дании устраивают обширные собрания. Как известно из истории, мавлиды были придуманы фатимидскими халифами. Они разделили их на несколько типов:

Мавлид Мухаммада; "Али"; "Фатимы"; "Хасана"; "Хусейна"; "Правящего халифа или шайтана". Вот мы и разобрались в том, что такое мавлид, и как он возник.

Мавлиды и слова Божьи

Прошло немало столетий с тех пор, как отдал Аллаху свою душу Пророк Мухаммад, но даже после его кончины в течение нескольких столетий дата его рождения не считалась праздником. Позднее эти традиции пустили корни в общину мусульман. Он был введен на государственный уровень в двенадцатом веке, возле современной Сирии. В тот период календари действовали только Григорианские. Из всех праздников Ислама мавлид является самым молодым и именно поэтому имеет множество противников.

Кто «за» празднование мавлида

Для сторонников этого восхитительного праздника основанием для его проведения является всего два ультиматума:

  • Пиршество означает любовь и уважение к Мухаммаду, которые исходят из великого количества хадисов: «Клянусь Тем, в Чьей Власти душа моя, не уверует никто из Вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей».
  • Этот праздник позволяет проявить уважение к Мухаммаду. Другими словами, весь мир ислама радуется появлению Мухаммада на свет.

Именно это главные факты, которые объясняют, что такое мавлид в истоке своего значения как праздник:

  • Передерживание поста по понедельникам месяца Рабби.
  • Пророк Мухаммад являлся покровителем людей с творческим талантом, так без его внимания не оставались поэты, которые воспевали его в своих стихах.
  • Высокую оценку в исламской вере благодаря этому празднику получили современные собрания мусульман и подача милостыни.
  • Мавлид - это достаточно свободный праздник, при его проведении дозволено мусульманам многое.
  • Тексты мавлид сегодня можно найти, как в переводе на различные языки, так и на арабском, аварском и так далее.

Мусульмане против мавлида

Для противников праздника он новый, нарушает все каноны исламской религии. Основным условием «против», они уверены в этом, является то, что ни в одной мусульманской религиозной книге нет даже малейшего упоминания на этот праздник. Про него отсутствуют каноны и нет никаких предписаний, как должен проводится мавлид.

Изречения противников мавлида подтверждаются хадисом, в котором Аиши говорит о том, что посланник Аллаха скажет, что все новое будет отвергнуто в исламской религии. Иными словами, что каждый, кто сделает по-своему без великих на то указаний, получит отвержение от праведных мусульман и самой верой.

По основам иных хадисов, также можно сказать, что существует отказ от мавлида и есть подтверждение этого: «Вот мое учение для вас: страшитесь Аллаха, который может все и настолько велик! Его нужно слушать и повиноваться, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживет (долгую жизнь), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых истинным путем, ни в чем, не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение».

Также есть и иные причины, которые выдвигают противники празднования Мавлида:

  • Мавлид - подобие Христианского Рождества Христова. Хотя сам же Мухаммед когда-то сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется не мусульманам. Не уподобляйтесь иудаизму и христианству. Иудеи приветствуют друг друга, делая знак пальцами, а люди христианской веры делают знак кистью».
  • В одном месте находятся чуждые друг другу мужчины и женщины, что по исламской вере не допустимо.
  • Музыка запрещена многими богословами мусульман.
  • Так как празднование мавлида длится до позднего вечера или практически до ночи, то многие мусульмане пропускают время утреннего намаза.
  • Большинство рассказов о Мухаммаде не правдивы или преувеличены.
  • Слова самого пророка: «Не нужно превозносить меня, как это сделали в христианстве с Исой ибн Марьям, я всего лишь раб Аллаха. Так говорите: раб Аллаха и Его Посланник».

Современные традиции празднования мавлида с детьми

Мавлид - это праздник, который особенно любят маленькие мусульмане. Для их веселья проводится множество интересных и веселых конкурсов, концертов и мастер - классов. Также детишки учат наизусть стихотворения о Пророке Мухаммаде и рассказывают их взрослым, а те, в свою очередь, награждают малышей сладостями.

Девочкам - мусульманкам вручается леденец из сахарного песка в виде маленькой девочки с веером в руках, которые спрятаны сзади. Такая фигурка носит название «Невеста пророка». Мальчикам вручается леденец в форме воина с саблей в руках над головой.

Что еще празднуют

Мавлид можно назвать двойным праздником. Во время него отмечают не только появление Пророка Мухаммада на свет, но и представление его перед Аллахом. Существует факт, что сам Мухаммад почитал свою дату рождения и благодарил Бога за то, что тот дал ему возможность рассказывать о самой истинной вере во всем мире.

Что допустимо при праздновании

При праздновании этого мусульманского праздника читаются не только мавлиды, но и нашиды. Последние - это песнопения мусульман, которые воспеваются только в религиозном русле и исключительно мужскими и детскими голосами. Мавлид на арабском языке звучит красиво и празднично.

В наше время нашиды являются отдельным видом искусства и для музыкального аккомпанемента взяты такие инструменты как тамбурин и дафф. Особенно популярными являются мавлиды и нашиды на аварском языке. Но опять же, вернемся к богословам исламской религии, они выступают против какой-либо музыки и песнопений на празднике.

Мавлид - это достаточно молодой праздник из исламского мира. Но он приносит радость и детям, и взрослым. Позволяет мусульманскому народу объединиться и завести знакомства. Красота и мелодичность, вера и любовь к Пророку Мухаммаду. Здесь все пропитано именно этим и нет никаких намеков на агрессию и ненависть.

Особенную популярность в наше время получило чтение мавлид на аварском языке. Это просто удивительно, но даже в Западной Европе очень многие из проживающих там мусульман предпочитают эту версию исполнения песен.

Каждый год, когда наступает месяц рабиуль-авваль, мусульманская община нашей (и не только) страны взрывается спорами – дозволено ли проведение мавлидов, особых мероприятий, которыми многие мусульмане традиционно выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Противники этих мероприятий приводят в доказательство своего мнения тот факт, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и первые мусульмане мавлиды не проводили, следовательно, это является новшеством в религии (бид’a).

Сторонники мавлидов возражают, что это мероприятие призвано оживить среди мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение), то есть, имеет под собой благую цель, а значит, это полезное действие.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала выяснить – что можно называть новшеством в религии, и бывают ли хорошие, благие новшества?

Что такое нововведение в религии и всегда ли оно запретно?

С точки зрения арабского языка, слово бид’а означает некое вновь возникшее явление, подобного которому не было ранее. В религиозной терминологии бид’а – это какая-то практика, которая появилась после окончания жизни Пророка (мир ему и благословение), и нет конкретного аята или хадиса с ее упоминанием.

Чересчур категоричные мусульмане, указывая на запретность любого новшества в религии, опираются на хадис, где говорится, что «каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в огне» (Муслим).

Однако, существует хадис с другим смыслом, где говорится следующее:

«Кто введет в религию какое-то благое деяние (суннат хасанатан), и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути. Кто введет в религию дурное деяние (суннат шаррин), которому последуют другие, тот понесет наказание за себя и за всех тех людей, кто последует этому плохому делу» (Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи).

На основании этого хадиса исламские ученые сделали вывод, что новшества в религии бывают дозволенные (благие) и запретные (дурные). Также некоторые ученые (как шафиитский факих имам Навави или ханафитский ученый Ибн Абидин) считали, что новшества – как и любые действия в шариате – делятся на пять видов: обязательные (фард), желательные (мустахаб), дозволенные (мубах), порицаемые (макрух) и запретные (харам).

Ибн Абидин аль-Ханафи, в частности, сказал: «Нововведение бывает обязательным – как обучении религии с целью опровержения заблудших, и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и Сунну. Бывает желательным – как строительство медресе, и к нему же относится каждое благое деяние, которого не было во времена Пророка (мир ему и благословение). Бывает нежелательным – как излишнее украшение мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья, или одежды» («Хашия», том 1, стр. 376).

Другой ханафитский ученый, Бадруддин Айни писал в своем толковании на Сахих Бухари: «Бид’а – это совершение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в шариате, то его называют одобренным нововведением, если же содержит плохое, называют порицаемым нововведением».

Так что хадис, где говорится о том, что все новшества будут в огне, исходя из вышесказанного, ученые объясняют так: он подразумевает именно такие - дурные новшества, которые противоречат общепринятой религиозной практике и священным текстам.

К примеру, если кто-то добавит шестую обязательную молитву к пяти намазам, либо добавит лишний ракаат к какой-то молитве – обеденной или вечерней; будет считать пост в какой-то день, помимо месяца Рамадан, обязательным; назовет чтение некоего зикра – поминания Аллаха - после совершения молитвы сунной или обязательным действием, все это будет являться дурным новшеством.

Как мы знаем из исламской истории, многие вещи из религиозной практики, к которым мы привыкли, появились не при жизни Пророка (мир ему и благословение), а позже, к примеру, при первых халифах.

Самый известный пример – это собирание текста Корана в единую книгу, которое было сделано при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Аллах). После одного из сражений, когда погибло множество сподвижников-хафизов (знающих Коран наизусть), Умар (да будет доволен им Аллах) предложил Абу Бакру собрать знатоков Корана и записать все аяты Корана в одну книгу. Абу Бакр вначале сомневался это делать, поскольку от Пророка (мир ему и благословение) не было передано подобного завещания. Но потом согласился с тем, что в этом будет много пользы.

Известно, что сам Пророк (мир ему и благословение) очень редко совершал намаз таравих (желательный намаз, совершаемый в месяце Рамадан) с джамаатом, обычно он совершал его дома, один, чтобы люди не восприняли его как обязательный.

Однако, халиф Умар, отметив, что люди стали небрежны к совершению этого намаза, ввел коллективное его совершение каждую ночь в месяце Рамадан. При этом сам халиф так отозвался о введенном им обычае: «Какое прекрасное новшество (бид’а)!»

Такие вещи как собирание хадисов в сборники, систематизация и специализация религиозных наук (что подразумевает отдельные науки по разным отраслям знания - по сире, фикху, вероучению, хадису, тафсиру и прочее), устройство религиозных школ – это также примеры благих новшеств.

Мавлид – проведение которого началось спустя несколько сот лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) – большинство исламских ученых также относят к хорошим, благим новшествам (бид’а хасана), поскольку он помогает возродить любовь к Пророку (мир ему и благословение) в мусульманской общине, способствует увеличению среди людей знаний об исламе и жизни Пророка.

Почему сподвижники не проводили мавлид?

Противники мавлида выдвигают самый, с их точки зрения, сильный аргумент против мавлида. Почему его не устраивали во времена Пророка (мир ему и благословение) или первых поколений мусульман (которых называют саляфами – праведными предками)? Ведь если это очень благочестивое деяние, неужели эти люди не должны были больше всех усердствовать в его совершении.

Однако, такие люди не принимают во внимание сам факт – что такое мавлид и с какой целью он проводится. Традиционно мавлид представляет собой мероприятие, где читаются аяты Корана с упоминанием достоинств Пророка (мир ему и благословение), рассказываются истории о его жизни – особенно о чудесах, сопровождавших его рождение, поются нашиды в его честь и во множестве произносятся салаваты – благословения в его адрес. Также в некоторых случаях гостям предлагается угощение или небольшие подарки.

Из этого мы видим, что сподвижникам не было нужды в проведении подобного мероприятия – даже спустя много лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) они свято хранили каждую подробность его жизни, сам его образ постоянно стоял у них перед глазами. Мусульманам первых трех праведных поколений также не было надобности в мавлидах – они прекрасно знали Сунну Посланника (мир ему и благословение), знали историю его жизни.

Но еще через несколько сот лет люди стали охладевать к религии, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил когда-то давно, и о котором они мало что помнили.

Поэтому спустя примерно пятьсот-шестьсот лет после хиджры ученые и правители своего времени решили, что в месяц прихода в мир Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) будет полезно напомнить людям о его жизни и его достоинствах.

Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (6-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.

Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их бид’а хасана - хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

В каком случае мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?

Итак, как мы сказали, мавлид (в основе своей) состоит из дозволенных и даже весьма желательных действий: чтения Корана, произнесения салаватов и зикра, рассказов о жизни Пророка (мир ему и благословение) и чтения стихов с его восхвалением; иногда еще включает в себя угощение гостей – если, к примеру, человек устраивает его у себя дома.

Но в некоторых случаях мавлид также может стать греховным и соответственно, запретным. В частности, если на мавлиде будут совершаться какие-то порицаемые и греховные действия – гостей на нем, допустим, будут угощать спиртным, такой мавлид не принесет его учредителям ничего, кроме греха. То же самое относится к ситуации, когда на мавлиде представители противоположного пола будут слишком близко смешиваться и общаться.

Также мавлид превратится в действительно дурное новшество, если кто-то будет ограничивать его проведение одним днем – к примеру, 12-м числом месяца рабиуль-авваль или только одним месяцем (и запрещать проводить его в другое время).

Если какой-то человек заявит, что мавлид – это обязательное для всех мусульман мероприятие (либо является сунной) и будет на основании этого порицать и называть грешниками всех тех, кто по каким-то причинам не хочет на нем присутствовать, в таком случае это тоже будет запретное нововведение.

В остальных случаях – когда мусульмане проводят мавлид в соответствии с шариатом, не привнося туда каких-то запретных практик и не совершая греха на этом мероприятии, имея намерение выразить любовь и преданность нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам, желая способствовать распространению религиозных знаний, тогда, по милости Аллаха, все устроители и участники этого действия заслужат вознаграждение от Всевышнего.

И да поможет нам всем Аллах.

Анна (Муслима) Кобулова

Месяц Рабигуль-ауваль – это месяц, в котором родился «печать пророков» Мухаммад (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует). Он был послан ко всему человечеству. Об этом в Священном Коране в 28-ом аяте суры «Ас-Саба» Всевышний Аллах сказал: «Мы направили тебя, (Мухаммад), ко всем людям без исключения благовестителем для тех, кто уверовал и увещевателем о наказании для неверных, но большая часть людей не может постичь (этого) ». Всевышний Аллах Субхана Тагаля создал пророка Мухаммада (с.г.в.) как Милость для миров. Создав его, Господь сказал Мухаммаду: «Ляуляка-ляуляк, ляма халяктул- афляк» - «О Любимый пророк! Я не создал бы этот мир, если бы не было тебя!». Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) родился в Священной Мекке 12-го числа месяца Рабигуль-ауваль 570 года.

Посланник Аллаха (с.г.в.) стал причиной того, что люди встали на путь истины. В Коране в 45-ом аяте суры «Аль-Ахзаб» Аллах Субхана Тагаля говорит: «О Пророк! Воистину, Мы ниспослали тебя свидетельствующим (об истине) добровестником для верующих о благородной награде и увещевателем для неверных о наказании ». В то время, когда люди перестали уважать друг друга, когда никто никому не верил, Мухаммаду (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) все доверяли и уважали его. Даже те, кто не поверил в его пророчество, за его справедливость и надежность называли его «Мухаммадуль - Амин», что значит «надежный Мухаммад». И хотя он родился среди тех, кто поклонялся идолам, он не любил этих идолов и никогда им не поклонялся. Мухаммад (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) поклонялся Богу в соответствии с религией пророка Ибрахима (мир ему). Он уединялся в пещере горы Нур, недалеко от Мекки, там размышлял о Боге, Его Величии и Всемогуществе. Делал зикр, восхвалял Его. Жизнь Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) является для нас наилучшим примером веры, нравственности и богобоязненности. Мы должны быть лучшими из уммы Пророка, мы должны почитать его, говорить о его жизни, чудесах и проводить мавлид.

Так что такое мавлид? Мавлид означает день рождения. В Исламском мире этот день принято называть Мавлид – Ан-Наби, то есть день рождения Пророка Мухаммада. Впервые о мавлиде говорил сам Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), что подтверждается достоверным хадисом, переданном Муслимом: «Когда Пророка спросили, почему он постится по понедельникам, то он ответил, что это день его рождения». То есть он отмечал свой день рождения постом в благодарность Всевышнему. Мавлид – это такое событие, празднование которого признали многие ученые мусульманских стран. Например, имам Ас-Суютый сказал: «Этот праздник относится к бид’а хасана (то есть к хорошему нововведению), и празднующий его получает вознаграждение, так как вспоминает Пророка и радуется его рождению». А в одном из хадисов Пророка (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), переданном Ибн Мас’удом, сказано: «То, что мусульмане признают добром, является добром перед Аллахом. А что мусульмане признают злом, то является злом и перед Аллахом ».

Празднование Мавлида было начато через 6 веков после смерти Пророка. Основателем этой традиции стал правитель местности Ирбиль. За искренность, справедливость и смелость его прозвали Музаффар (Победитель). Для проведения Мавлида он созвал много больших ученых, праведных людей. Обычно мусульмане, собираясь в Праздник Мавлид, читают Коран, совершают покаяние, делают ду’а, произносят Салават Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), повествуют о его жизни, о его высоких нравственных качествах. В проведении этого праздника нет ничего противоречащего религии. Наоборот, это очень благое и вознаграждаемое дело. В Священном Коране в 56-ом аяте суры «Аль-Ахзаб» Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно ». Как видно из этого аята, каждому мусульманину является фардом (обязательством) благословлять и приветствовать Пророка Мухаммада, мир ему. Чем больше мы будем читать Салават Пророку, мир ему, чем больше будем стараться выполнять его сунну, тем больше у нас будет шансов на заступничество Пророка в День Суда. Также из вышеприведенного аята ясно, что нет определенного времени для чтения Салавата, поэтому нет никакого вреда в том, чтобы произносить приветствие и благословение Пророку в день Мавлида.

Мавлид празднуется во всем исламском мире, но до недавнего времени власти Саудовской Аравии отказывались признавать Мавлид религиозным праздником и запрещали проведение массовых мероприятий, связанных с ним. Однако, в свете последних преобразований, проходящих в королевстве, Мавлид объявлен государственным праздником. Теперь мусульмане Саудовской Аравии смогут спокойно возрождать эту забытую традицию, не боясь преследований со стороны властей. Стоит отметить, что данное обстоятельство будет способствовать укреплению позиций традиционного ислама во всем мире в целом и в России в частности, а также ослабит влияние радикальных проповедников на неокрепшие умы молодых мусульман.

Венец рода человеческого, любовь к которому живет в сердце каждого праведного мусульманина, самый последний и самый лучший из Пророков Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) родился в Мекке 20 апреля 571 года в ночь на понедельник 12-го числа месяца рабиуль-авваль.

Этот день называется праздником Мавлид. В этом году он приходится на 11-12 число декабря. Слово мавлид в переводе с арабского означает «рождение». Мусульманские народы отмечают этот праздник в течение одного месяца.

Самая главная часть праздника Мавлид - это произношение салаватов, слов возвеличивания любимого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Слово «салават» в переводе с арабского означает такие понятия, как «благодать», «почтение», «пожелание», «восхваление».

На сегодняшний день все мусульмане, исполненные любви и уважения к любимому Пророку, с особым почтением отмечают этот праздник.

По случаю празднования Мавлид мусульмане, каждый по своей возможности, рассказывают о нашей светлой религии, о достойной подражания жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), организуют благие дела, раздают еду, подарки. Потому что в Священном Коране Всевышний Аллах таким образом восхваляет Пророка:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Анбия», 107 аят).

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем» (сура «Саба», аят 28).

«Поистине, для тебя уготовано нескончаемое воздаяние. Поистине, ты обладаешь наипрекраснейшим нравом (сура «аль-Калям», аяты 3-4).

«Ведь вскоре одарит тебя Господь твой, и будешь доволен ты » (сура «Утро», 5 аят),

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «аль-Ахзаб», 56).

Поэтому в хадисах шарифах о любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:

«Любите Аллаха, ибо Он кормит и одаривает вас благами Своими. Любите меня, потому что меня любит Аллах, любите членов моей семьи, потому что их люблю я »;

«Не будет вера ваша полна, пока не буду я, - говорит Посланник Всевышнего, - более любим вами, чем родители ваши, дети и люди в целом»;

«Тот, кто любит кого-либо, часто о нем вспоминает»;

«Упоминания о пророках считается совершением поклонения».

Таким образом праздник Мавлид считается великим праздником мусульман. Потому что какому бы благому делу мы не научились, каких благ не достигли, за всем этим всегда стоит Посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует). Мы в неоплатном долгу перед Ним.

В этот священный месяц Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) восхваляют во всех мечетях, улицах и домах. В этом году, несмотря на то, наступила зима, мусульмане будут выходить на улицы, принимать активное участие в проведении мавлидов, с радостью угощать соседей, нуждающихся, раздавать садака.

Мы заранее готовимся к приёму гостей, убираемся в домах, готовим угощения, потому что встречаем этот удивительный месяц, который был выбран самим Господом для того, чтобы именно в нём родился спаситель всего человечества. Есть, конечно, ещё один значимый месяц - Рамадан, но Раби-уль-авваль особенен как раз тем, что он подарил нам нашего любимого Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах принимает неукоснительно, как бы и в какой бы форме человек его не совершил - это чтение салавата (благословение) на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из-за любви Аллаха к Своему Посланнику Он принимает благословение мусульманина на Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).

Чем больше мы узнаем о нашем любимом Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), тем больше мы познаем нашу светлую религию.

Конечно, вспоминать о Мухаммеде (да благословит его Аллах и приветствует) мы должны всегда и везде, благословлять его и изучать историю его жизни. Однако в месяц Мавлид мы вспоминаем его с ещё большей любовью, вспоминаем уроки из его жизни и стараемся хоть немного исправить себя, улучшить черты своего характера и ещё сильнее полюбить наилучшего из творений Всевышнего Аллаха - Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Это очень важный долг каждого человека, считающего себя рабом Всевышнего Аллаха, представителем мусульманской уммы.

Амантай ТОЙШЫБАЙ У ЛЫ

Главный редактор духовно-просветительского портала «сайт»

Похожие статьи