Как научить ребенка говорить буквы. Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов Ребенок 4 года не выговаривает букву л

В этой стать речь пойдёт о том, как научить малыша выговаривать букву л. Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Проблема может заключаться в том, что малыш просто не понимает, какую артикуляционную позу должен принять . Он может начать капризничать и с криками "Я не выговариваю букву л!" просто сбежать от вас в другую комнату.

Не нужно критиковать и указывать на недостатки речи вашего малыша. Найдите приятные стороны, доступным языком для него укажите на последствия такого произношения. Детки с радостью воспримут такой подход и быстро научаться правильно говорить.

Для начала вам нужно разобраться в том, какие конкретно ошибки делает малыш и что за причины стоят за такими промахами:

Логопедические игры на постановку звука л

Такие игры не только способствуют правильному произношению звуков, но тренируют память и мышление , что очень важно в становлении будущего члена общества.

Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?

Когда неправильное произношение уже сформировано , дела обстоят куда хуже. Вам непросто нужно переучить малыша, нужно ещё довольно длительное время следить за тем, чтобы ребёнок не путал правильное и неправильное произношение звука л.

Но причиной неправильного звукопроизношения может стать не только невнимательность родителей или лень ребёнка, но и серьёзные проблемы речевого аппарата. Так что перед тем как самостоятельно учить говорить букву л, необходимо показать малыша ряду специалистов. К ним относятся:

  • детский психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Если же специалисты не выявили проблем, то причиной неправильного произношения звуков является педагогическая запущенность . Как научить ребёнка выговаривать букву л? Над этим стоит работать и не пускать всё на самотёк. Малыш должен почувствовать вашу поддержку. Вы должны дать ребёнку уверенность в том, что вы рядом и поможете любую минуту. Вместе с тем регулярные занятия с чадом принесут море удовольствия как вам, так и ребёнку. Дети быстрее научатся именно со счастливыми и заботливыми родителями.

Неотъемлемой частью процесса постановки звуков является дыхательная гимнастика. Не стоит пренебрегать этими простыми, но эффективными упражнениями. Вы можете придумать абсолютно любую фантастическую историю или создать игровую обстановку чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения. С их помощью малыш учится контролировать струю воздуха,учится правильной артикуляции языка и губ. Играя, можно и нужно учить, стоит только набраться терпения, и за работу!

Ребенок не выговаривает букву «Л» - что делать? Обратиться к логопеду или исправить дефект самостоятельно? Что предпринять родителям? Давайте вместе это выясним.

Выбор метода, по которому можно обучить ребенка правильно и связно говорить, основывается на его возрасте. Дети дошкольного возраста легче усваивают тот материал, который преподносится в игровой форме. Подобный метод в большинстве случаев эффективен и результативен.

Отработка навыков правильного произношения «Л» похожа на аналогичное действие в случае со звуком «Р». Наша речь основывается на выдохе. Желательно уметь правильно дышать.

Как научиться выговаривать букву л - это вопрос, который актуален как для детей, так и для взрослых, которые в свое время не избавились от дефекта. Сегодня существуют определенные упражнения, направленные на постановку правильной речи. Родители, которые желают помочь своему ребенку, не прибегая к помощи врача, могут попробовать разные варианты. Чтобы научить его правильно дышать, они могут вместе с малышом надувать воздушные шары, перегонять с место на место легкие предметы, например, ватные шары, перья.

В процессе всех вышеперечисленных манипуляций ребенок не должен надувать щеки.

Решив заняться постановкой твердого звука л или мягкого, родителям в первую очередь необходимо выяснить, как именно будут проходить занятия. Дети младшего возраста не всегда могут понять, в чем заключается смысл артикуляционных упражнений. В данном случае атмосфера игры играет важную роль. Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая темпы.

Считается, что научить ребенка произносить букву «Л» достаточно просто. Изначально родителям следует познакомить малыша со всеми органами, которые участвуют в артикуляционном процессе. Нужно доступно объяснить, что делают зубы, рот, щеки.

Так как научить ребенка правильно говорить букву л? Существуют определенные упражнения - артикуляционная гимнастика, которые направлены на развитие и улучшение подвижности речевых органов. При их демонстрации лучше, если родители с ребенком сядут напротив зеркала или друг друга. Таким образом, малыш сможет визуально воспринимать и запоминать занятия.

Несложные и эффективные упражнения. Как поставить ребенку твердую л в игровой форме?

  1. «Лошадка». Следует улыбнуться, приоткрыть рот и показать зубы. Как лошадь, цокаем языком, постепенно увеличивая скорость, при этом, нижняя челюсть неподвижна.
  2. «Ветерок». Улыбаемся приоткрытым ртом. Передними зубами прикусываем кончик языка и дуем (ко рту малыша можно поднести перо или кусок ваты - ему будет интереснее повторять).
  3. «Варенье». Языком делаем круговые движения, облизывая губы сверху вниз (выполняем одну минуту).
  4. «Гул парохода». С приоткрытым ртом долго произносим «ы». В этом случае кончик языка опускаем, а его спинку поднимаем к небу.
Родителям желательно часто заниматься с ребенком лепкой, рисованием, создавать аппликации, которые стимулируют нервные окончания на кистях, что поможет в становлении речи.

Даже при добросовестном выполнении всех упражнений иногда родителям не удается самостоятельно научить малыша правильно говорить. Тогда возникает вопрос, как поставить ребенку звук л? Требуется помощь специалиста. Ситуации, которые требуют обращения к логопеду:

  • в семье русский язык не родной, а родители разговаривают с акцентом, что усложняет постановку звуков;
  • кто-то из родителей имеет плохую дикцию;
  • при долгих и упорных занятиях отсутствует эффект.

Научить ребенка произносить звук «Л» несложно, если процесс будет нести положительную атмосферу. Получая удовольствие от уроков, ребенок быстро освоит новую букву. Кроме упражнений родители могут использовать скороговорки, которые позволят ускорить обучение.

Приступим непосредственно к вопросу, как научить ребенка правильно выговаривать букву Л? Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей...

Взрослый человек даже не отдает себе отчет, каким образом он произносит те или иные звуки, когда разговаривает. Но для ребенка произношение отдельных звуков составляет некоторую трудность. Как же научить малыша правильно говорить букву Л? Оказывается, это легко сделать в домашних условиях, не прибегая к услугам логопеда.

Прежде чем приступить к занятиям, папам и мамам нужно усвоить несколько нехитрых правил, которые сделают обучение легким и понятным, а общение с малышом – комфортным и приятным для обеих сторон:

  • разговаривайте с ребенком на равных, не сюсюкайте и не игнорируйте его вопросы. Так вы завоюете искреннее доверие и желание чада общаться со взрослыми;
  • правильно выговаривать слова – обязательное требование. Вы подаете детям пример, и они его стараются повторить;
  • проводите обучающие занятия в форме игры, придумывая вместе с ребенком увлекательные сказки и приключения – так любая информация усваивается лучше. При этом правильно произносить слова малыш станет на рефлекторном уровне;
  • никогда не проводите занятие «в наказание». Так вы отобьете у ребенка охоту делать нужные упражнения и общаться со старшими;
  • тренинги должны носить систематический характер и проводиться в комфортное время от 3 до 5 раз в день. Только тогда вы добьетесь видимого успеха и малыш будет красиво произносить сложную для него букву Л без помощи логопеда.

Теперь можно приступать непосредственно к занятиям на выговаривание буквы Л.

Похожий материал:

Речевая гимнастика

Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух малыша. Систематические занятия помогут не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:

  1. Придумайте сказку об органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с вашим чадом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку органов ротовой полости.
  2. Чтобы научиться четко говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе. Для этого важно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.
  3. Затем переходите к комплексу упражнений, которые помогут в правильном произношении буквы Л. И учтите, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л проще перейти к твердой.

Прежде чем привлекать ребенка к таким занятиям, сядьте перед зеркалом и отработайте свою артикуляцию произношения звука Л. Чтобы правильно научить малыша, нужно самому точно знать, что показывать.

Переходим к практике

Есть классические упражнения, которые помогут правильно и четко произносить букву Л. Для ребенка они станут игрой, которую под присмотром взрослых он должен проводить по нескольку раз в день.

  1. Лошадка на прогулке . Улыбаемся, показывая зубки и немного приоткрыв ротик. Затем языком имитируем цоканье копыт, начиная медленно и постепенно увеличивая темп.
  2. Лошадка на разведке – работа язычком без звука. Выполнять, как и предыдущее упражнение, но не издавая характерного щелканья. И следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а работал только язычок.
  3. Легкий ветерок . Для этого упражнения приготовьте маленький кусочек ваты или перышко. Опять же в улыбке с приоткрытым ртом высовываем кончик языка и слегка прикусываем его. Теперь выдыхаем, не разжимая зубов. Должно получиться две струи воздуха. Их силу и поток проверяем с помощью приготовленных легких аксессуаров. Попросите ребенка подуть на пушистый комочек с разной силой.
  4. Вежливая обезьянка . Улыбаемся, слегка приоткрыв ротик и показав зубки. Широкий кончик языка укладываем на нижнюю губку и оставляем так в расслабленном виде на несколько секунд. Это упражнение подготовит малыша к выполнению следующего.
  5. Вкусная сгущенка . При ознакомлении с этим заданием можно намазать верхнюю губку ребенка любимым лакомством. Затем попросите его слизать широким кончиком языка, движением сверху вниз (а не из стороны в сторону) вкусную массу. Все последующие разы можно обойтись без сладостей.
  6. Пароход . Поиграйте с ребенком в увлекательную забаву. Попросите имитировать звук парохода, произнося букву Ы, слегка приоткрыв губки. При этом следите, чтобы кончик языка находился в полости рта опущенным, а спинка поднималась к небу. Пусть малыш издает звуки разной высоты и громкости.

Повторять упражнения нужно по нескольку раз в течение одного занятия, а тренинги проводить 3-5 раз в день. Только тогда вы сможете добиться положительного результата.

Отрабатываем произношение

После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

Тематические статьи:

У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук. Важно закрепить межзубное произношение и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению. Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво. Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.

Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.

Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).

Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,

что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.

1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .

Вот самые распространённые:

Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:

Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);

Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;

Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);

Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

Точно выполнять движения;

Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

подушечками пальцев.

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята - в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, -

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -

И - полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

Назови продукты питания со звуком [Л].

Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Список использованной литературы:

1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.

3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Похожие статьи